)

воскресенье, 16 октября 2016 г.

Ах, Арбат…

Ах, Арбат…

Детская экскурсия «Многоликий Арбат»

Осень в Москве... звездопад желтых листьев
Снова в Москве, как на крыльях полёт.
теперь инстаграмм, телеграмм, и не пишем мы письма...
Но только сегодня время замедлило бешеный ход...
Осень в Москве, мы идем по бульварам,
Выходим на забытый, и любимый Старый Арбат...
Понимаем и знаем, что он очень старый...
Окунемся в историю, отодвинем время назад...



 


 


Арбат – это живая история столицы. Само название этой древней улицы носит особый московский отпечаток. Если вы скажете: «Я гуляю по Арбату», уже не надо добавлять: «в Москве». Перефразируя известное изречение историка Н.М. Карамзина «Кто был в Москве, знает Россию», можно с полным правом сказать: «Кто был на Арбате, знает Москву». Мы прогуляемся по этой старинной московской улице, но не ограничимся ею одной. Арбат – это не только сама улица, но еще и сеть переплетающихся вокруг нее переулков, куда мы обязательно заглянем. Арбат откроет свои тайны и покажет самые сокровенные уголки своих дворов.
Чем мы займемся на этой экскурсии:
  • узнаем почему улица Арбат носит именно такое название; 
  • изучим, какие ремесленники населяли эту местность в древней Москве; 
  • увидим дом, в который привел свою молодую жену великий русский поэт А.С. Пушкин; 
  • узнаем, какие профессии были востребованы в городе более ста лет назад 
  • обнаружим место, где находился знаменитый «Московский дворик» художника В.Д. Поленова; 
  • отыщем в арбатских переулках знаменитый «дом-улей»; 
  • узнаем, как у американского посла рождество встречали 
  • и какие загадки загадывала жестокая китайская красавица своим женихам.
Само слово «Арбат» арабского происхождения (от «арбад») и означает «пригород, предместье». Это место в те времена, когда вокруг Кремля начали возникать постройки, было пригородом. Дома здесь появились еще в XIV веке, во всяком случае, согласно историческим документам, в начале XV века улица эта уже существовала и называлась Арбатом. Предполагается, что слово «арбад» могло попасть в Москву от восточных купцов, которые уже тогда приезжали в Москву торговать. По этой улице пролегала старая Смоленская дорога, она начиналась от Кремля и шла на запад, а вдоль нее на Арбате строились постоялые дворы, появлялись трактиры.

Арбат знаменит и своими переулками, на месте которых начиная с XV века возникли разные слободы, здесь жили и работали ремесленники. Эти переулки до сих пор носят название тех ремесел, которыми занимались жившие здесь люди: Денежный, Скатертный, Серебряный, Плотников, Хлебный…
Старинная московская улица Арбат — это сама история, которая запечатлена здесь в каждом имени, в каждом доме

Маршруты московские, маршруты знакомые, 
Засядем в метро, махнем наугад: 
По кругу широкому, колечку Садовому, 
По улицам узеньким свернем на Арбат. 

Бульвары зеленые да дворики старые, 
Легенды столичные, сиреневый взгляд. 
И дворик Поленова, и улочки милые
и даже кино, и Сергей Соловьев, 

Маршруты московские, маршруты известные. 
Девчонки смешливые - глаза светлячки. 
Мальчишки веселые, все интересно им
Пройдем, прогуляемся, узнаем Москву

Маршруты московские, маршруты центральные, 
Нас манит Москва
Да, мы из Гольяново, живем на окраине
Но это НАШ город! Город Москва.


По адресу переулок Каменная Слобода (ранее Малый Толстовский переулок), дом 2 расположены сразу три строения. Все они выходят на небольшую Спасопесковскую площадь, образуемую застройкой XVII – начала XX веков, и принадлежали когда-то причту церкви Спаса на Песках.


Спасопесковскаяплощадка (не площадь, а именно площадка) — одно из удивительных мест Москвы, которое несмотря на массовую реконструкцию района до сих пор хранит дух старой Москвы и Арбата.
Неслучайно именно здесь решил поселиться самый богатый российский промышленник, после революции этот особняк отдали под резиденцию посла США в Москве.


Два приема, проведенных в начале дипломатической истории Спасо-хауса, считаются поистине легендарными.
Картинки по запросу резиденция посла сша в москве
Первый из них — рождественский прием в канун 1934 года, когда первый посол США в СССР Уильям Буллит (William Christian Bullit) дал указание своему переводчику Чарльзу Тейеру (Charles Thayer) устроить, как он сам потом вспоминал, «что-нибудь сногсшибательное» для всех американцев, проживающих в Москве. Ирена Уайли (Irena Wiley), жена советника посольства, предложила устроить вечеринку с участием зверей. Тейер обратился в Московский цирк, где ему дали трех тюленей — Мишу, Шуру и Любудля выступления в Спасо-Хаусе с цирковыми трюками. Вечером гости посла собрались в зале приемов, свет был потушен, и лишь прожекторы освещали тюленей, которые по очереди внесли в зал на своих мордочках новогоднюю елку, поднос с бокалами и бутылку шампанского. После этого впечатляющего шествия тюлени продемонстрировали публике еще несколько трюков


Следующий большой прием состоялся 24 апреля 1935 г.
И опять же по настоянию жены посла все было обставлено самым дорогим образом. Назвали мероприятие «Весенний фестиваль».
В результате, в Спасо-Хаус специально для приема привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка, которого предполагалось держать на протяжении всего вечера на специально сооруженной небольшой платформе. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок — их выкопали заранее и временно поместили в одну из ванных комнат Спасо-Хауса. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка. В довершение всего обеденный стол был украшен финскими тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку.
На приеме присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии «Известий» Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.Среди приглашенных представителей интеллигенции на приеме присутствовал Михаил Булгаков, который после приема кардинально переписал сцену «весеннего бала полнолуния» в романе «Мастер и Маргарита». Фонтаны вина и шампанского, лучший оркестр, услаждающие слух птицы — все это было и у американского посла, и у Воланда.

Пушкин работы Юрия Динеса

Спрятанный в глубине арбатских переулков, этот памятник А.С. Пушкину не очень известен москвичам и гостям столицы. Монумент работы скульптора Юрия Динеса был отлит и установлен на средства его друга, известного историка, профессора из Вены Герхарда Ягшица, большого почитателя творчества Пушкина.
Монумент в сквере на Спасопесковской площади появился 29 сентября 1993 года. Сам сквер был разбит в 1870 году рядом с церковью Спаса Преображения на Песках, и нередко назывался Пушкинским.
Юрий Динес изобразил поэта в полный рост, одной рукой придерживающим накидку. У подножия памятника Пушкину на плите в виде свитка высечены строки:
Если жизнь тебя обманет, 

Не печалься, не сердись! 
В день уныния смирись: 
День веселья, верь, настанет!
В 2007 году Пушкинский сквер благоустроили, и памятник поэту открыли повторно, убрав ограждавшие его ранее цепи.

Церковь Спаса Преображения на Арбате – одно из прекрасных произведений московского зодчества, с детства знакомое каждому москвичу по картине В.Д. Поленова "Московский дворик".


Местность, в которой она построена, в XVII веке называлась "Пески" из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича. Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города – окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась "в Филиппове приказе Оничкова", а в 1657 году – "в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева". В 1657 году она была еще деревянной. Стрельцы в Москве обладали привилегиями – правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие "стрелецкие" храмы стали каменными уже в середине XVII века. На Песках стрельцы построили пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая.
Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным "изстари", т. е. давно. Вероятно, это произошло в конце XVII столетия, когда расселенным здесь полком командовал стольник и полковник Григорий Иванович Анненков.
Трагическим этапом в истории московских храмов стал пожар 1812 года. Не миновала испытания и церковь Спаса на Песках. Обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма. Но уже к 1814 году храм был восстановлен.После октябрьского переворота наступила эпоха новых испытаний и для храма Преображения Господня на Песках.  Закрытый храм был опустошен и его святыни расхищены или разрушены. Изменившееся в послевоенное время отношение к отечественной культуре помогло храму. Он был объявлен памятником архитектуры.
В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма.
В 1991 году решением московского правительства храм была передан Патриархии



Принцесса Турандот

Этот легендарный спектакль, поставленный Евгением Вахтанговым в 1922 году, стал на долгие годы символом театра.
Изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актерских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра.
«Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту. Именно эта постановка во многом определила импровизационный стиль театра.
В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский, А. А. Орочко, О. Н. Басов, Б. Е. Захава, Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов и другие.
Когда «Принцессу Турандот» показали перед труппой МХАТа, К. С. Станиславский восхитился:
«За 23 года существования Художественного театра таких достижений, как этот спектакль, было немного».

В 1963 году Р. Н. Симонов возобновил спектакль с лучшими силами нового поколения артистов — Ю. Борисовой, Н. Гриценко, М. Ульяновым, Ю. Яковлевым, Л. Максаковой.
Замысел постановки Евгения Вахтангова четко определил П. Марков:
«Не сказку о жестокой принцессе Турандот должны сыграть актеры в этом спектакле. Не просто содержание этой сказки должны донести они зрителю — а вот это самое свое современное отношение к ней, иронию свою, улыбку свою по адресу „трагического“ содержания сказки, сплетенного воедино с любовью к ней — вот что должно возникнуть в качестве нового содержания спектакля. Не сказочный мир должен возникнуть на сцене, а мир — театральный. „Представление“ сказки должно возникнуть на сцене. Все должно в этом спектакле звучать, как импровизация. Мастерство актера — вот та ось, на которой должен завертеться спектакль.»
На долгие годы этот спектакль стал знаменем театра, пробным камнем для многих молодых актеров, как это было и при Евгении Вахтангове.
Сказка К. Гоцци "Принцесса Турандот" впервые появилась на московской сцене в 1922 году и стала художественным манифестом театрального новатора Е.Б. Вахтангова. Это был по-настоящему новый театр - театр праздника, театр импровизации, театр свободы, в котором и зрителям и актерам дано было испытать радость творчества.Театр им. Вахтангова переживал разные времена, но "Принцесса Турандот" никогда надолго не покидала его стен. Каждое новое поколение вахтанговцев играет свою "Турандот", не только бережно храня заветы основателя театра, но и стараясь привнести в спектакль современные ритмы.
И нам очень жаль что этот искрометный спектакль закрыли в 2011 году, но мы надеемся, что это в скором времени произойдет и публика насладится новыми именами и новым прочтением известной и любимой сказки.
Сказка, где принцесса Турандот загадывает претендентам на свою руку коварные загадки. Вокруг китайской принцессы плетет хитроумные интриги злая завистница Адельма, а влюбленный Калаф покоряет сердце надменной красавицы. Но рядом с этим старинным сюжетом и страстными героями обитают шустрые Труффальдино, Бригелла, Тарталья и Панталоне. 

Стена Цоя – это дом №37 на Арбате, стену которого фанаты Виктора Цоя исписали разного рода надписями, такими как «Цой жив», «Кино», а так же всевозможными признаниями любви к Цою и цитатами из его песен. Появилась эта Стена в 1990 году, после того как неизвестный после гибели музыканта сделал надпись: «Сегодня погиб Виктор Цой», а следом кто-то приписал: «Цой жив».




«Чтобы быть архитектором, и чтобы им быть по-настоящему, нужно не только красиво рисовать, но и красиво чувствовать, красиво думать и красиво жить и работать. Бесценно то, что создано духом человека, не руками и даже не мозгом»
Мельников К.С.
 Наследие великого архитектора – построенные им дома, проекты, вошедшие в учебники архитектуры, новые архитектурные течения, изменяющие облик городов и менталитет народов.
 Дом архитектора Мельникова, возведенный им по собственному проекту на заработанные деньги для себя и своей семьи в 1929 году в самом центре Москвы в Кривоарбатском переулке. Это последний личный особняк, построенный с благословения и при поддержке государства победившего пролетариата



С Арбатом связана значительная часть жизни Булата Окуджавы. Здесь он долгое время жил, этой улице посвятил множество стихотворений, называя его своим "отечеством". Неудивительно, что памятник ему установлен именно на Арбате. За скульптурой самого поэта стоят две арки с цитатами из его произведений, стол и две скамейки, символизирующие арбатский дворик и дух старой Москвы - той, что воспевал знаменитый бард.

8 мая 2002 года в Москве открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка. Памятник создан скульптором Георгием Франгуляном совместно с архитекторами Игорем Поповым и Валентином Прошляковым. Конкурс на памятник проводило министерство культуры РФ. Ещё 19 июня 1997 года, спустя неделю после кончины Окуджавы, президент страны издал указ об увековечении его памяти. Открытие памятника было приурочено сразу к двум датам в жизни Окуджавы — Дню Победы, ради которой он три года воевал на фронтах Великой Отечественной войны, и дню рождения: 9 мая 2002 года Булату Шалвовичу исполнилось бы 78 лет.
Создатели композиции поставили перед собой цель воссоздать «кусочек арбатского двора». Композиция включает в себя две бронзовые полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру Булата Окуджавы высотой примерно 2,5 метра, бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево.




Старый Арбат наряден и весел,
Ты многолик – и тем интересен.
Дышат историей стены домов –
Кладезь открытий для душ и умов.
Гостеприимен, изыскан, иль строг,
Полон романтики пушкинских строк.
Счастливо руки в касаньи свели
Бронзовый Гений, его Натали


Source: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/587-stikhi-pro-arbat-v-moskve.html


Source: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/587-stikhi-pro-arbat-v-moskve.html


Дворы-колодцы, мрачные, не пропускающие солнечного света, поражающие своим архитектурным решением, стали известны, благодаря романам Достоевского. Такие доходные дома, где могли разместиться бедные и средние слои населения города, появились еще в XVII веке.
Такие доходные дома, где могли разместиться бедные и средние слои населения города, появились в Санкт-Петербурге еще в XVII веке.
Однако такие странные постройки встречались не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве и даже в Париже.
Улица Арбат, 51, корпус 1.

Прогулка по Арбату – как признание,
Любуюсь я Арбатом вновь и вновь,
Ах, Арбат, мой Арбат, – ты моё призвание,
Ах, Арбат, мой Арбат, - ты моя любовь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий