)

суббота, 29 ноября 2014 г.

По улицам Басманным

По улицам Басманным




Станция метро «Бауманская»Бауманская ул., 35
Станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.
Открыта 18 января 1944 года.
Архитекторы: Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич.
Название получила в честь революционного деятеля, редактора «Искры» Николая Эрнестовича Баумана (1873-1905 гг.).
Имеет единственный выход на Бауманскую улицу.
Надо отметить, что Николая Эрнестовича Баумана смерть от удара по голове обрезком водопроводной трубы настигла именно на Бауманской (в 1905 году — Немецкой) улице, около дома № 58.
Наземный вестибюль проектировали архитекторы: Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич, В. В. Пелевин. Инженеры-конструкторы: Б. М. Прикот и Б. В. Грейц.

В своём первоначальном проекте станции «Спартаковская» Б. М. Иофан задумал станцию в древнеримском стиле, наполненную классическими скульптурами, «напоминающими о великом революционере античного мира».
Вот только вместо гладиаторов встали миниатюрные статуи совеменников — защитников Родины и тружеников тыла времён Великой Отечественной войны скульптора В. А. Андреева.



Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вот так писал о Москве Александр Сергеевич Пушкин



На углу Госпитального переулка и Малой Почтовой улицы в доме №4/1 родился Александр Сергеевич Пушкин. В конце XVIII столетия здесь находилось владение Ивана Васильевича Скворцова, «во дворе» которого, как было записано в метрической книге Елоховского собора, ... у жилца ево моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Семья Пушкиных после ухода с военной службы Сергея Львовича переехала в Москву.



Мы отправляемся на Бауманскую улицу, к дому №40, где сейчас находится средняя школа. Существует версия, что раньше на этом месте стоял дом, где родился Александр Сергеевич.

Сейчас здесь школьное здание, рядом с которым в 1967 году появился прямоугольный постамент с головой юного Пушкина работы Е.Ф.Белашовой.







На ул. Бауманской 38. усадебный дом

"дом Карабанова", по фамилии владельца — бригадира Федора Леонтьевича Карабанова, купившего этот дом в 1790 г. у жены бригадира В. В. Енгалычева. Из Карабановых, владевших особняком, наиболее известен сын бригадира Федора, майор Павел Карабанов, прославившийся в Москве замечательной коллекцией разных редкостей. Уже в самом начале XIX в. — в 1801 г. — здание перешло к вдове богатого заводовладельца Ивана Яковлева-Собакина. До советской власти здание принадлежало Н. А. Занковскому, владельцу фирмы «ЭНЗЕ», производившей техническую новинку того времени — фотографические пластинки. В доме размещалась Городская бесплатная библиотека-читальня имени А. С. Пушкина

а это его вид со двора...Приусадебного сада давно уже нет








Театр кукол




Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

Елоховский собор




Елоховский собор


Еще во второй половине XIX века Елоховская (Спартаковская по названию немецкой революционнкой организации «Спартак») улицы больше походила на захолустную улицу небольшого уездного городка, чем на столичную магистраль. По словам московского бытописателя, она оживлялась только вечером и утром, ...когда население Семеновского, Преображенского, Черкизова, Измайлова и других пригородных селений спешит через всю ее шестиверстную ленту утром — в город, вечером — из города, кто на конке, а кто и на своих на двоих. В эти часы дня ее тротуары бывают переполнены пешеходами, линеечные клячи несутся словно на скачках, а конки скрипят под тяжестью каждая свыше чем полсотни пассажиров, сидящих и на империале, и друг на дружке, стоящих и внутри вагонов, и на их площадках, и на их ступеньках. Но минуют эти часы, и вся улица, как бы утомленная только что испытанным нервическим возбуждением, впадает в обычное забытье, погружаясь в какое-то сонливое настроение, нарушаемое изредка проезжающим экипажем или через силу плетущеюся из города с двумя-тремя пассажирами линейкой, с тем, чтобы снова с наступлением сумерек испытать тот же непродолжительный, но лихорадочный припадок возбуждения и оживления.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове — один из наиболее известных храмов Москвы. Бытующее в Москве предание говорит, что в подмосковном селе Елох (название происходит от того же корня, что и слово ольха; рядом с храмом протекал заключенный сейчас в трубу ручей Ольховец, но по мнению И.Забелина так называлось и мокрое, болотистое место) в 1469г. родился московский юродивый Василий Блаженный. Село Елохово вошло в состав Москвы в XVIII веке, и этот район вблизи Немецкой слободы активно заселялся.
Поэтому маленькая деревянная церковь вскоре уже не могла вместить всех прихожан. Новый каменный храм в Елохове на месте деревянного 1694-го года постройки был построен в 1717-1722гг. на средства прихожан. В 1837г. старую церковь разобрали, а на ее месте к 1845г. Е.Д.Тюрин построил пятикупольное здание собора в стиле позднего классицизма с центральным куполом, напоминающим микеланджеловский купол собора св. Петра в Риме. До сих пор мы можем любоваться ее торжественными входами, оформленными в виде триумфальных арок. Елоховский храм был расписан в «греко-фряжском стиле». А от старой церкви осталась трапезная, надстроенная в 1889г. П.П.Зыковым, и нижний ярус колокольни.

В 1799г. в Елоховской церкви был крещен Александр Пушкин. Крестным отцом Пушкина стал Артемий Иванович Бутурлин, дальний родственник матери поэта, Надежды Осиповны.


Но славился Богоявленский приход еще и благотворительностью: при церкви действовало Елоховское Богоявленское братство, созданное на средства купцов Щаповых.

Елоховский собор никогда не закрывался, хотя неоднократно был на грани закрытия в административном порядке, например, для устройства огромного кинотеатра.

Во время второй мировой войны здесь был пункт противовоздушной обороны, а само здание Елоховского собора было заминировано, чтобы при отступлении российской армии храм не достался врагу. Также в соборе проходил сбор пожертвований на нужды обороны России: сам митрополит Сергий, сняв бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди, положил начало сбора средств.
До 1992г. Богоявленский Елоховский собор был Патриаршим кафедральным собором. В 1992г. Патриаршим собором стал Успенский собор Кремля, а Богоявленский Елоховский собор — кафедральным.

Среди святынь собора можно отметить список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, способствовавшей освобождению России от польской интервенции в 1612г. (перенесена из Казанского собора на Красной площади) и мощи святителя Алексия, митрополита Московского, которые были перенесены из Алексиевского храма Чудова монастыря, разрушенного в 1929г.













Елоховский проезд

Елоховский проезд (в прошлом Богоявленский) — небольшая улица, сохранившая название старинного села.

Но удивительно не это. НА этой улочке числится всего лишь три дома (все на нечетной стороне), но все они — памятники архитектуры.

Здание №1 в XVIII веке было главным домом усадьбы князя Юрия Никитича Трубецкого, героя русско-турецких войн. Точной даты постройки не сохранилось. Можно определить, только примерное время: на плане 1774 года здания еще не было, а в 1797 году уже точно было готово.
В начале XIX века М.Ф. Казаков включил находящийся в то время во владениях собирателя редкостей Алексея Гавриловича Головкина дом в альбом выдающихся московских зданий. Возможно, Головкин перестроил старое здание по своему вкусу, прибавив с восточной стороны зимний сад и вольер. Позади дома находился сад, огороженный стеной от хозяйственных зданий. В 1819 году эту усадьбу перекупил богатый купец Д.А. Лухманов, а в середине XIX века этот участок перешел к купчихе Олимпиаде Поповой. При ней от былого великолепия не осталось и следа, а главный дом был надстроен третьим этажом и приспособлен под бумагопрядильную фабрику (производила кисею, холстинку и другие ткани). Но в 1890-х годах дом снова стал жилым.
Соседнее здание №1 строение 2 в 1817 году принадлежало купцу П.П. Кувшинникову. Ранее оно было флигелем большой усадьбы княгини М.А. Гагариной. Но во второй половине XIX века та же купчиха Попова присоединила этот флигель к своим владениям и перестроила здание под фабрику.
Пышно украшенное двухэтажное здание №3 кажется построенным из кирпича. Но на самом деле этот деревянный дом по проекту Н.И. Орлова был построен в 1903 году на месте деревянного строения 1870-х годов, принадлежавшего купцу Гордееву.
Деревянный же дом №5 пережил пожар 1812 года без потерь. Это прекрасный образец рядовой деревянной застройки допожарной Москвы. Здание было построена между 1803 и 1811 годами для секунд-майора А.Л. Демидова. А в 1875 году купец Гордеев переделал его фасад. Обшивка тесом появилась уже в начале XX века.





Пушкинская библиотека

С благоговейною душой
Приближься, путник молодой,
Любви к пустынному приюту.
Здесь ею счастлив был я раз -
В восторге пламенном погас.
И время самое для нас
Остановилось на минуту.


Как ни странно, идейным вдохновителем появления в Москве библиотеки имени А.С. Пушкина стал сам Пушкин. В 1899 году в честь столетия со дня рождения поэта Московская городская дума решила открыть общественную читальню недалеко от места его рождения. Отдельное здание решили не строить, а найти какое-либо подходящее помещение. Но изначально для устройства библиотеки был выделен дом Е.А. Богачевой на Немецкой (Бауманской) улице, в котором библиотека и начала работать 2 мая 1900 году Но здание оказалось очень неудобным для читателей, и уже в 1911 году у читальни имени Пушкина появился новый дом — особняк с изящным колонным портиком и двумя флигелями, соединенными с ним переходами. Дума купила ее за 180 тысяч рублей и безвозмездно передала библиотеке. Первой попечительницей ее стала старшая дочь Пушкина и Гончаровой — Мария Александровна Гартунг (она больше всех запомнила отца), которая всячески старалась приумножить библиотечные фонды.
В конце XVIII века эта усадьба на Спартаковской улице принадлежала московскому вице-губернатору Т.И. Чонжину. На плане 1774 года здесь был обозначен деревянный дом. В начале XIX столетия усадьба сменила владельца. Новой хозяйкой стала вдова генерал-майора Настасья Нечаева. Но уже в 1814 году особняк купил купец 2-й гильдии Михаил Крашенинников (возможно, именно он к 1816 году построил каменный дом на этом месте), и с тех пор он все время находился в купеческих руках.

В середине XIX века усадьбу купил Николай Федорович Мамонтов, один из сыновей основателя знаменитой русской купеческой династии. Известно, что его воспитанницей была крестная П.И. Чайковского, дочь Г.А. Лароша. Поэтому, считается, что Петр Ильич нередко бывал здесь.
Н.Ф.Мамонтов сильно перестроил усадьбу: в 1856-1857 годах появились западный и восточный корпуса, ограничивающие парадный двор. Изменилось и декоративное оформление интерьеров: стены были отделаны искусственным мрамором, появились фигурные филенки, лепные украшения, мраморные камины, балконы с чугунной вязью, фонари, чугунная трехмаршевая лестница в вестибюле. В руках Мамонтовых здание находилось около 20 лет, а затем перешло к купцам Мухиным.

С устройством на Спартаковской улице библиотеки имени Пушкина, сюда потянулись жители окрестных районов. Правила пользования библиотекой открывали доступ к книгам для всех слоев населения, поэтому среди ее читателей было много рабочих. Но все-таки были и ограничения: чтобы стать читателем, требовалось либо получить рекомендацию приходского священника, либо внести залог. Залог, конечно же, возвращался после того, как сотрудники убеждались в благонадежности посетителя.
Именно здесь, в библиотеке имени Пушкина, появились первые абонементы, позволяющие взять книги на дом. Издания выдавались на 2 недели, но, по договоренности с библиотекарем, этот срок можно было продлить еще на неделю. Штрафники, которые не вернули книгу в библиотеку в срок, платили штраф — 3 копейки в день. А за потерянную или испорченную стоимость пришлось бы внести ее полную стоимость. Это был первый опыт создания абонемента среди московских библиотек. И он оказался настолько успешным, что со временем опыт читальни имени Пушкина переняли и другие библиотеки.

Сама библиотека имени Пушкина работала с 9 утра до 9 вечера. Штат ее был совсем небольшим: 2 библиотекаря (затем их стало 4) и мальчик, который подавал книги с верхних полок. Тут же была открыта Пушкинская аудитория общедоступных чтений на 150-200 мест, но, как регулярно отмечалось в отчетах Московской городской управы, в действительности, однако, аудитория, уступая наплыву публики, впускает нередко гораздо большее число слушателей. Это было связано с невысокой грамотностью населения в целом, и, например, рабочие предпочитали слушать, а не читать. Дело в Пушкинской библиотеке было поставлено серьезно: так, в первый же год прошло более 270 лекций, на которых присутствовало более 50000 слушателей. В аудитории также читали курсы лекций, а их слушателям рассылали специально составленные печатные конспекты.
В библиотеки имени Пушкина проводились также тематические вечера: 19 февраля 1861 года отмечалась годовщина освобождения от крепостной зависимости, устраивались вечера в память Т.Г. Шевченко и М.Ю. Лермонтова. Сотрудники библиотеки стали инициатором регулярных встреч Пушкинских библиотек. С 1975 года в библиотеке работает клуб «Пушкинист», объединяющий любителей и знатоков творчества поэта. А в 1996 году образовался клуб потомков А.С.Пушкина, члены которого участвуют в пушкинских чтениях, презентациях, выставках, встречах и литературно-музыкальных вечерах. А дары потомков Пушкиных, Гончаровых и Ланских образовали небольшую мемориальную коллекцию.
До сих пор библиотека имени А.С.Пушкина находится в этом здании, перед которым, возможно, в 1937 году был поставлен бюст поэта работы В.Н. Домогацкого. Сейчас в библиотеке около 200 000 книг, в ней записано более 20000 читателей. Особая гордость библиотеки — прижизненные издания Пушкина.

У церкви Богоявления Елоховская улица расширяется, образуя небольшой скверик, который до советского времени также назывался Пушкинским. Но сейчас имя у него другое, так как в сквере в 1931 году был установлен памятник революционеру Николаю Эрнестовичу Бауману работы Б.Д. Королева. Революционер изображен во весь рост с пачкой газет «Искра» в руках (он был нелегальным агентом по ее распространению). А на постаменте памятника можно увидеть бронзовые барельефы с изображением основных событий жизни революционера: арест в 1897 году, побег из тюрьмы в Киеве в 1902 году, гибель 18 октября 1905 года во время демонстрации на Немецкой улице.
Говорят, что......в начале XX века по опросам читателей самым популярным автором был Гоголь, а Пушкин находился лишь на 10 месте....во время войны рядом с библиотекой имени Пушкина, на станции метро Бауманская, располагалось бомбоубежище. После объявления тревоги во время авианалета, сотрудники библиотеки связывали книги и спешили в бомбоубежище. Там они читали москвичам, тем самым успокаивая и развлекая их. А в 24 частях сотрудниками библиотеки имени Пушкина были устроены передвижки — небольшие передвижные библиотеки.









Брюсов дом на Разгуляе

Площадь Разгуляй находится на стрелке Старой и Новой Басманных улиц. Когда-то здесь фасадом на Старую Басманную, стоял знаменитый деревянный одноэтажный трактир, давший название площади. Это было особое место в Москве, которое недаром заслужило свое разудалое название. И.Г.Гурьянов так описывал Разгуляй:
"Это небольшая трехугольная площадка, на которую сходятся улицы Старая и Новая Басманная. Здесь трактир, ресторация, питейный дом и несколько лавочек. Говорят старожилы, что здесь лет за 50 было место, где большей частию буйная юность собиралась, так сказать, погулять и повеселиться. Здесь свободно могли приносить жертвы Бахусу и Венере, здесь так называемые ухарские извощики, фабричные песельники, цыганки и карманные друзья помогали неопытным и не искусившимся в разврате превращать в ничто тот металл, который, может быть, будучи иначе употреблен, мог бы ощастливить бедняка, мог осушить слезы страдальца. Шумная веселость препятствует размыслить о сем и влечет своего поклонника к позднему раскаянию. "
Но сейчас площадь Разгуляй известна домом Мусиных-Пушкиных в восьмиколонным портиком коринфского ордера, построенным М.Казаковым, надстроенный в советское время.

В народе его называют «Брюсовым домом».

А Чернокнижник Брюс жил на Вознесенской улице (современной улице Радио), близ Горохова поля. Дом его стоял неподалеку от немецкой кирхи. Здесь же, у кирхи, Брюс и был похоронен. Но ни дома, ни могилы, ни кирхи не сохранилось. Поэтому московская молва нашла неподалеку другой дом, который приписала Брюсу.

С момента постройки и до 1834г. дом на Разгуляе принадлежал семейству графов Мусиных-Пушкиных, страстных собирателей старинных книг и археологических древностей. В конце XVIII столетия один из Мусиных-Пушкиных женился на внучатой племяннице Я.В.Брюса Екатерине Яковлевне Брюс. Их потомки стали называться Мусиными-Пушкиными-Брюсами. И этого было достаточно, чтобы назвать это здание «домом колдуна Брюса». До революции в этом доме размещались Вторая московская мужская гимназия, для которой здание было кардинально перестроено, а сейчас находится МИСИ.

Если вы, стоя на Разгуляе, на пересечении Старой и Новой Басманных, внимательно посмотрите на фасад дома, который построил граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, вы увидите на уровне второго этажа, между первым и вторым окном слева изображение крышки гроба.

Второе окно находилось в тайной комнате, где Яков Вилимович Брюс занимался спиритическими сеансами. Комнату же обнаружили после его смерти, сосчитав окна на фасаде и изнутри дома. Кто-то заметил несовпадение.
Отпевали его в этой комнате, поставив у окна, в знак траура в доме, крышку гроба. Поскольку подоконники в доме были низкие, крышку порывом сквозняка выбросило на улицу и даже, говорят, она там кого-то прибила.
И в назидание потомкам и как предупреждение об опасности был выполнен этот барельеф.
Вот такая легенда ходила о здании во времена нашей в нём учёбы.

На самом же деле Яков Брюс не жил в этой усадьбе, и на фасаде дома были просто солнечные часы, выполненные по указанию аббата де Сюрюга, воспитателя графских детей. Об этом вспоминала внучка Алексея Ивановича, княгиня Софья Мещерская в своих записках. В полдень, писала она, чтобы сверить часы, на Разгуляй прибывали часовщики со всех уголков Москвы

И всё же это здание связано с родом Брюсов. Один из родственников князя, Василий Валентинович Мусѝн-Пушкин, женился на Екатерине Яковлевне Брюс, последней из рода Брюсов. И высочайшим соизволением, чтобы не пресёкся древний и знатный род, ему было позволено (а может быть, предписано) впредь именоваться Мусѝн-Пушкин-Брюс.

Кстати, что правильно «Мусѝн», писал сам Александр Сергеевич.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусѝн,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.







Дом Василия Львовича Пушкина

Небольшой деревянный особняк с девятью окнами по фасаду на Старой Басманной улице хорошо знаком москвичам. В этом доме жил родной дядя Александра Сергеевича Пушкина — Василий Львович, также известный поэт начала XIX века. На фасаде здания установлена мемориальная доска с текстом: Александр Сергеевич Пушкин бывал в этом доме у своего дяди-поэта В.Л. Пушкина. Но это был не единственный его дом, и поэтому точно не известно, навещал ли великий поэт своего дядю именно в этом доме.






Дом на Старой Басманной построила в 1819 году Пелагея Васильевна Кетчер, жена обрусевшего шведа Христофора Яковлевича Кетчера, владевшего заводом хирургических инструментов. Сын ее, Николай Христофорович Кетчер, известен нам как переводчик Шекспира.

Именно ему И.С. Тургенев посвятил эпиграмму:
Вот еще светило мира!
Кетчер, друг шипучих вин;
Перепёр он нам Шекспира
На язык родных осин.
Пелагея Кетчер сдавала дом внаем, и в 1824 его снял Василий Львович Пушкин. По договору о найме он арендовал дом с антресолями, флигель с конюшнею, каретным сараем и погребом, а также обязался если что будет разбито, изломано или утрачено, то при сдаче поправить все своим коштом. Именно сюда представители литературного цвета приходили на знаменитые вечера на Басманной, где разыгрывали шарады и буриме, ставили шутливые спектакли по басням, и с жаром обсуждали новости. А в 1828 году дом на Старой Басманной сменил владельцев и перешел к купеческой жене Елизавете Карловне Ценкер. В 1890-е годы особняк был перестроен. А в советское время в здании были коммунальные квартиры и учреждения.

Здесь же (на углу Старой Басманной и Токмакова переулка) до 1970-х годов стоял еще один деревянный особнячок, принадлежащий Василию Львовичу Пушкину (№28). В 1810 году его купила сестра Пушкина, Анна Львовна. В собственность Василия Львовича он перешел после ее смерти в 1824 году. По слухам, он переписал этот особняк на свою гражданскую жену Анну Ворожейкину (после первого скандального брака В.Л. Пушкина Святейший Синод наложил на него обет пожизненного безбрачия), и именно в нем он провел последние дни своей жизни. Недалеко отсюда разместилась и церковь Великомученика Никиты, прихожанином которой был Василий Львович.

И хотя точно не известно, в каком именно доме останавливался А.С. Пушкин, несомненно одно — Василий Львович восхищался стихами своего племянника:

Руслан, Кавказский пленник твой,
Фонтан, Цыганы и Евгений
Прекрасных полны вдохновений!
Они всегда передо мной…
Сейчас в доме В.Л. Пушкина на Старой Басманной работает филиал Государственного музея А.С. Пушкина — «Дом-музей Василия Львовича Пушкина». Здание было отреставрировано с воссозданием исторического облика и планировки дома первой трети XIX века. Были воссозданы интерьеры пушкинского времени. К сожалению, хозяйственные постройки не сохранились, но уцелели филенчатые двери, угловая печь в гостиной и фрагменты дубового паркета.
В экспозиции музея В.Л. Пушкина в 6 залах можно увидеть произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги XVIII и первой трети XIX века, личные вещи современников Пушкина и предметы быта того времени.




Муравьевых-Апостолов дом




Муравьевых-Апостолов дом

Интересна судьба дома №23 на Старой Басманной улице, принадлежащего декабристу Муравьеву-Апостолу, где он жил с 1817 года до своего отъезда за границу после восстания декабристов, в котором приняли участие трое из четырех его сыновей. В Россию он вернулся в 1845 году уже старым и больным, но его сын Владимир так и остался в эмиграции.
В 1989 году, когда Раиса Максимовна Горбачева попросила представителей русской интеллигенции, эмигрировавших из России, вернуть реликвии, связанные с историей страны, Андрей и Алексей Муравьевы-Апостолы передали в дар Советскому фонду культуры уникальную библиотеку из 370 томов. В ответ их пригласили посетить Россию и свою усадьбу. В 2000г. усадьба была передана им в аренду на 25 лет для научной реставрации. Восстановлением занялся сын Андрея Владимировича — Кристофер (Христофор), и она успешно завершилась, несмотря на аварийное состояние деревянного дома. Также во время восстановительных работ стало известно имя архитектора усадьбы — И.Д.Жуков, входивший в круг Казакова.
Теперь в доме на Старой Басманной идет восстановление интерьеров и мебели, которая позволит ему стать музеем–жилым домом и культурным центром Муравьевых-Апостолов.






Новая Басманная ул.




Особняк Стахеева



Есть на Новой Басманной удивительное эклектичное здание с привезенным из Парижа действующим фонтаном «Богиня ночи» в виде девушки, держащей в руках фонарь. Особняк этот был построен для сибирского чаеторговца Н.Д.Стахеева по проекту М.Ф.Бугровского. Строительство обошлось в 1 миллион рублей. Дом был построен в 1898-1899 годах и отделан по проекту скульптора В.Г.Гладкова. Комнаты особняка Стахеева были отделаны в мавританском, готическом, барочном стилях десятками видов ценного дерева, естественного камня, мрамора, светильниками с украшениями в виде сфинксов и светильниками в виде факелов. Позади дома было пристроено помещение для картинной галереи, а с правой стороны — здание конторы.
Н.Д.Стахеев жил на широкую ногу: много путешествовал, был завсегдатаем казино в Монте-Карло, где он играл крупно и обычно проигрывал. Не забывал он и о благотворительности, которой славились его отец и дядя. Вероятно, Стахеев разорился, и поэтому этот особняк до 1917 года занимала вдова Саввы Морозова, вышедшая замуж после его смерти за московского градоначальника Рейнбот.
При советской власти бывший особняк Стахеева национализировали и передали железнодорожникам. В здании устроили клуб железнодорожников имени Дзержинского, затем Деловой клуб транспортников. В 1940г. дом отдали под клуб детей железнодорожников, который остается там и сейчас.
Известно также, что в интерьерах особняка Стахеева снимают телепередачу «Битва экстрасенсов».








Говорят, что......незадолго до Первой Мировой войны Стахеев уехал во Францию. Вернулся он в Россию в 1918 году, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной серебро и драгоценности. Клад он забрал, но на улице был остановлен дружинниками. Допрашивал Стахеева лично Дзержинский, которому Николай Дмитриевич предложил сделку: он рассказывает, где еще в доме спрятаны ценности, а в ответ ему разрешают уехать из страны или пенсию, которую он и получал до конца жизни. На сокровища Стахеева был построен Дом Культуры железнодорожников. Эта история стала известна Е.Петрову и И.Ильфу, и Николай Дмитриевич Стахеев стал прототипом Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев».



Церковь св. Петра и Павла - тоже интересная история.








Из-за шпиля церковь настолько не похожа на традиционный православный храм, что её можно принять за лютеранскую кирху. Этому есть объяснение.
Во второй половине 17 века район Новой Басманной улицы был заселён офицерами иноземных полков, отчего и получил название Капитанской слободы. Так как большая часть её жителей исповедовала католичество и протестантство, то нужды в православной церкви долгое время не было.

И только в 1705 году начались работы по возведению каменного православного храма. В то время строительство из камня в Москве было запрещено - весь камень шел на строительство Санкт-Петербурга, но тут сам Петр I лично сделал чертёж церкви (с признаками кирхи - Голландию Петр любил) и пожертвовал на строительство 2000 рублей из своих личных средств, что было зафиксировано в документах того времени.

Колокольню построили позже почти на 40 лет








На Новой Басманной привлекает внимание дом в стиле французского модерна (1913 г.) - бывший доходный дом Московского Басманного Товарищества



- внушительный, с живописным фасадом с резными ограждениями балконов, островерхими башенками, с треугольными аттиками, похожий на замок. Западный, довольно протяженный, фасад дома выходит на железную дорогу, пролегающую в глубоком овраге, что придает ему жутковатую конандойлевскую романтику,

Доходный дом построили в 1913г. для очень состоятельных жильцов, как сейчас сказали бы — элитных. В подъездах висели дорогие люстры, все квартиры были шикарно отделаны и спланированы под индивидуального заказчика.

В начале XX в. это был самый богатый дом в округе - Дом Московского Басманного Товарищества - один из крупнейших доходных домов в дореволюционное время в стиле французского модерна. Спроектировал его архитектор Зелигсон - выходец из Польши. Он строил доходные дома, банки, особняки в Москве, находя заказчиков преимущественно среди предпринимателей-евреев.



У этого дома, как и у многих других, есть своя трагическая страница – не обошла его железная рука кровавого лихолетья, в 1934-1937г.г. 27 его жильцов были расстреляны.
Таинственный дом на Новой Басманной упоминается в повести Б.Акунина «Любовница смерти».
Много лет в огромном здании находился Арбитражный суд.

Куракинская богадельня (Московский дом национальностей) Новая Басманная д.4-6





В 1731 году князь Александр Борисович Куракин безвозмездно получил участок земли в Басманной слободе для строительства богадельни для призрения увечных воинов. Стоит отметить, что Новая Басманная слобода называлась Капитанской, так как была заселена в основном офицерами бывшей петровской армии. Таким образом, место для богадельни было выбрано идеально.
Строительство было затеяно для исполнения воли покойного отца князя Бориса Ивановича Куракина. Из завещания его следовало, что в давние годы он дал обет пред иконой в часовне святителя Николая у Ильинских ворот построить храм Никольского посвящения и при нем покои, принадлежащие к содержанию шпиталя (госпиталя). Борис Иванович указал приобрести для госпитального храма именно эту икону или взять образ из его дома.
Куракинская богадельня была завершена в 1742 году, и Москва украсилась еще одним памятником аннинского барокко с домовым храмом в честь Николая Чудотворца в центральной части.
К сожалению, имя архитектора не сохранилось, но известно, что Куракин указал в завещании, что церковь и покои должны строиться с доброю архитектурою, обязательно по чужестранному обычаю, а также со всякою магнифиценциею (прекрасностью). Сама церковь виделась ему токмо маленькая, по препорции, архитектора доброго. Возможно, проект Куракинской богадельни был прислан из Парижа, но это доподлинно неизвестно. Зато есть данные, что на постройку выделялось 20-30 тысяч рублей.
В 1902 году Куракинская богадельня была надстроено вторым этажом и получила новую ограду работы М.С. Шуцмана, а само здание получило оформление в стиле неоклассицизма.
Еще в 1790-е годы по соседству с богадельней Куракин поставил каменный жилой дом (современный дом №6) на месте деревянного особняка княгини Елены Степановны Куракиной. Считается, что здание в стиле классицизм было построено по проекту М.Ф. Казакова. И до сих пор в тимпане фронтона виден герб князей Куракиных в окружении геральдических фигур и военных атрибутов.





Богадельня на Новой Басманной предназначалась для проживания старым и раненным персонам…, всем из дворянства или из других пород, токмо бы из офицерства; а ежели каким случаем не наберется, то из солдатства, которые есть из шляхетства. Каждому постояльцу полагалось по каморе с кроватью, столами, стулами, кафтаны на разные времена года, рубахи, башмаки, шляпы и шапки по сезону. Комнаты должны были иметь подсвечники и чернильницы. Кормили призреваемых мясом и птицей в скоромные дни, рыбой — в постные, подавалось также пиво и вино. Проживание, одежда и лечение были бесплатными, а для прогулок позади богаделенного дома располагался обширный сад.

После революции Куракинская богадельня закрылась. В здании разместились коммунальные квартиры. А в 1935 году был разрушен Никольский храм, который так и не был восстановлен при реставрации ансамбля.

Сейчас здание богадельни Куракину отреставрировано, и здесь располагается Московский дом национальностей.
Государственное учреждение «Московский дом национальностей» было открыто в 1998 году как центр этнокультурного развития москвичей различных национальностей.
В с 2001 года в Московском доме национальностей действует проект «Роль династии князей Куракиных в истории, культурной и общественной жизни России и Москвы в XVIII-XIX вв.», в рамках которого регулярно проводятся научные конференции «Куракинские чтения».



Площадь Красные Ворота давно уже без ворот... В 1709г. на месте проломных ворот Земляного города была поставлена Триумфальная арка-ворота для встречи русских войск после победоносной Полтавской битвы, ставшей решающей в войне России со Швецией. Ворота получили у москвичей неофициальное название «Красные» (красивые), распространившееся вместо официального «Триумфальные ворота на Мясницкой улице у Земляного города».
Но есть версия, что ворота назвали Красными потому, что через них шел путь в дворцовое Красное село (на месте современных Красносельских улиц и переулков). Деревянная арка сгорела в 1737г., но была отстроена заново для коронации Елизаветы Петровны. Новые деревянные ворота пострадали в пожаре 1748г. и были восстановлены по проекту Д.В.Ухтомского в 1757г. уже в камне.
В XIX веке ворота выкрасили в красный цвет. Это стало основанием говорить, что их название было цветовым по смыслу. А в 1926г. Красным воротам вернули прежний белый цвет. По Москве тогда прошло четверостишие:

Была белая Москва,
Были красные ворота,
Стала красная Москва,
Стали белыми ворота.

В 1928г. Красные ворота снесли, но их символический образ остался запечатленным в интерьере станции метро «Красные ворота», а фигура Славы, которая украшала триумфальную арку, можно увидеть в Государственном Историческом Музее.
В 1941-1992 годах площадь Красных ворот называлась Лермонтовской, в память М.Ю.Лермонтова. Поэт родился в доме, на месте которого стоит сталинская высотка. Близ Красных ворот его и крестили — в церкви Трех Святителей (теперь там скверик возле метро). В 1994г. площади вернули старинное название, а имя Лермонтовская площадь осталось лишь за северной частью, где сейчас стоит памятник Лермонтову.














Административно-жилое здание возле «Красных ворот»
Архитекторы: Душкин А. Н., Мезенцев Б. С.


Было построено с 1947 по 1952 годы. Здание состоит из 24-этажного центрального корпуса, занимаемого в советский период Министерством транспортного строительства (в настоящее время — «Корпорация Трансстрой»), и двух жилых корпусов различной этажности (от 11 до 15 этажей). Во дворе дома действует ресторан, пристыкованный к центральному корпусу; в левом крыле здания расположен детский сад. В правом крыле здания находится один из двух вестибюлей станции метро «Красные ворота», выходящий на Каланчёвскую улицу, а также размещаются ювелирный и продовольственный магазины и аптека.

Общий подвал связывает все три корпуса, не имеющие наземных и чердачных переходов. Подвал также связан со служебными помещениями метро и сетью подземных специальных сооружений



Небольшая посиделка после экскурсии























Хочется закончить наше мероприятие отрывком из стихотворения Г. Горбовского:


Долговязые краны над старой Москвой.
На холмах что ни день, то обнова.
Берегите Москву, каждый камень живой,
каждый выступ лица дорогого.

За грядою домов начинает светать.
Белый пар над прохожими вьется...
Берегите Москву. Ей стоять и стоять.
Мы проходим... Она – остается.


Комментариев нет:

Отправить комментарий