)

суббота, 8 ноября 2014 г.

6 ноября 2014 г

Белорусский вокзал



Во второй половине 1860-х годов от Тверской заставы началась прокладка железной дороги к Смоленску, Бресту и затем на Варшаву. Смоленские промышленники, заинтересованные в соединении с Москвой, охотно давали деньги на будущую железную дорогу. Но уже в 1868 году встал вопрос о строительстве станции в Москве. Наиболее удобной оказалась местность у Тверской заставы: довольно близко к городу, можно было проложить соединительную ветку к Николаевской железной дороге, да и большая часть этих земель не приносила городу дохода. Ответственным за строительство зданий стал крупный предприниматель, владелец кирпичных заводов, статский советник Немчинов (это о нем напоминает название станции Немчиновка).

Белорусский вокзал был открыт 19 сентября 1870г. О шестом московском вокзале пресса писала: Станция представляет собой довольно красивое здание. С открытием движения по Смоленской дороге вся местность, прилегающая к Тверской заставе и четырем Ямским улицам, сильно оживится: уже теперь цены на дома и пустопорожние земли здесь возвысились довольно значительно.В ноябре 1871г., после продления дороги до Бреста, он стал называться Брестским. 4 мая 1912г. железная дорога была переименована в Александровскую, и вокзал стал называться Александровским. Но в августе 1922г. Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. Наконец, в мае 1936г., после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил свое современное название — Белорусский.



Белорусский вокзал часто называют «Вокзалом Победы», так как именно отсюда уходили на фронт военные эшелоны, сюда привозили раненых, здесь же в 1945г. встречали, возвращающихся из Берлина солдат-победителей. На перроне в июне 1941г. впервые прозвучала песня «Священная война», что запечатлено на мемориальной доске, установленной в 2005г. между левым ризалитом и центральной частью здания Белорусского вокзала. На памятнике текст: Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой.

Говорят, что...

...весной 1896г. к предстоящей коронации Николая II Лев Кекушев построил деревянный Императорский павильон для встречи царской семьи на Брестском вокзале. Внутри здание в псевдорусском стиле восхищало богатым убранством: стены и потолки обиты тиком стального цвета, фризы и потолок украшены золочеными орнаментами, французская мебель, крытые застекленные галереи по бокам. Крыльцо императорского павильона венчал рельефный государственный герб, а выход из павильона на вокзальную площадь застилал бархатный ковер. Императорский павильон долго служил для торжественных встреч знатных особ, и разобрали его лишь в 1908г..


Прощание славянки


Памятник в честь известного марша «Прощание славянки», посвященный всем славянским женщинам, провожавшим своих родных на войну, был открыт 8 мая на Белорусском вокзале. Бронзовая скульптура, выполненная авторским коллективом под руководством Салавата Щербакова, отлита по мотивам сцены проводов добровольцев на войну из фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». На двухметровом памятнике солдат в обмундировании Первой Мировой войны обнимает провожающую его девушку.

По обеим сторонам скульптуры установлены декоративные геральдические композиции, посвященные двум крупнейшим войнам ХХ века: Первой Мировой – слева от фигур, с цифрой «1914» на щите, и Великой Отечественной — справа, с цифрой «1941». Но уже 13 мая со второго щита были спилены и переданы на экспертизу винтовки, в которых признали немецкие Mauser-98k.

Скульптура «Прощание славянки» стоит практически на брусчатке, а постаментом для нее служит бронзовое кольцо. Кстати, теперь москвичи и гости столицы могут проверить, насколько точно они знают наиболее известный текст одноименной песни: стихи марша написаны на «постаменте».





Сам марш «Прощание славянки» был написан военным дирижером и композитором Василием Агапкиным во время Первой Балканской войны в 1912 году. Мелодия вскоре стала одной из главнейших тем российской армии, и поэтому на параде, прошедшем на Красной площади 7 ноября 1941 года, Агапкин дирижировал военным оркестром во время исполнения марша. По легенде в тот день было так холодно, что его ноги прилипли к деревянному постаменту. Но, несмотря на этот общеизвестный факт, в обществе все также бытует мнение, что в советское время марш «Прощание славянки» был запрещен, а реабилитировал песню только кинофильм «Летят журавли».

Первый текст неизвестного автора «Прощания славянки» появился в 1914 году:

Вспоили вы нас и вскормили,
Отчизны родные поля.
И мы беззаветно любили
Тебя, Святой Руси земля.
Но грозный час борьбы настал,
Коварный враг на нас напал.
И каждому, кто Руси сын,
На бой с врагом лишь путь один.

Позже многие поэты (например, А. Федотов, В. Максимов, А. Галич, В. Шиленский, В. Лазарев) писали свои тексты на мелодию марша. Тема «Прощание славянки» но с названием «Расшумелись ивы плакучие» была популярна в Польше в годы Второй мировой войны. В Финляндии существует песня «Свободная Россия» на мелодию марша. А в Израиле песня «Меж границ» на музыка «Прощания славянки» критикует борьбу британцев с нелегальной эмиграцией из Ливана во времена Палестинского мандата после Первой мировой войны.


Место для монумента «Прощание славянки» было выбрано неслучайно: именно с Белорусского вокзала эшелоны с новобранцами отправлялись на войну. А открывали памятник глава РЖД Владимир Якунин и министр культуры Владимир Мединский. На открытии скульптурной композиции присутствовала также 93-летняя дочь Василия Агапкина — Аза Васильевна Свердлова (Агапкина).


Говорят, что...

...если потереть ствол винтовки у солдата на памятнике «Прощание славянки», то можно не бояться армии и шальной пули. А, чтобы дорога была удачной и безопасной, уезжающие и провожающие могут потереть косичку девушки на скульптуре.
Грузинские улицы


Название Большой и Малой Грузинских улиц связано с местностью Грузины. С XIV века этими землями владел князь Владимир Серпуховской. Затем здешние места отошли Новинскому монастырю.

В XVII столетии здесь появилось дворцовое село Воскресенское, где царь Федор Алексеевич построил свою летнюю резиденцию. Здесь на прудах он любил кататься. Один из них, на территории Московского Зоопарка, сохранился до сих пор. А вот Петр I эти места не жаловал, и продал их.

В 1729г. село отошло как подарок грузинскому царю Вахтангу VI. При этом жившие здесь грузины получили большие привилегии. Так появилась Грузинская слобода. Она быстро застраивалась и разрасталась, особенно ее развитие подстегнули пожалованные Петром II 10 000 рублей. Появился даже Грузинский дворец. Долгое время здесь, в грузинской слободе, жил знаменитый грузинский род Багратионов.

Конечно, грузины селились в этих местах и раньше: впервые Грузины упоминаются в 1658г., когда царь Теймураз I заручился поддержкой царя Алексея Михайловича в борьбе с мусульманскими соседями.

Но хоть пожар 1812 года пощадил грузинскую слободу, но уже в середине XVIII века эти земли отошли князьям Одоевским. А о бывшей Грузинской слободе напоминает лишь московская топонимика (Большая Грузинская и Малая Грузинская улица, Грузинский вал, Грузинский переулок) и Церковь Георгия Победоносца, что в Грузинах. где богослужения ведутся на грузинском языке.


Электрический переулок

До 1925 года Электрический переулок именовался Соколовским. Переименование его, как сказано в справочнике «Имена московских улиц», связано с тем,что в 1924 году здесь построили электростанцию,одну из первых в Москве,на месте нынешнего дома 6.

Старое его название напоминает строфу из песни «Соколовский хор у Яра..»: считается, что цыгане из знаменитого хора Ильи Соколова жили здесь. Но скорее всего, название произошло, как это обычно бывало в Москве, от фамилии владельца: в 1818 году ямщики Тверской ямской слободы продали большой участок не застроенной земли коллежской асессорше Соколовой, устроившей по левой стороне переулка бани около реки Пресни. Находится переулок на самой окраине исторического центра Москвы, у Грузинского вала.

В переулке доминирует длинное когда-то трехэтажное (теперь с двумя надстроенными этажами) здание № 3, щедро украшенное деталями русского

орнамента, построенное в 1880 году на участке у пересечения переулка с Грузинским Валом. Владелец его, богатый лесопромышленник И.Г. Фирсанов. Дом для вдов и сирот так и назывался - «Фирсановский».




Католический костел на малой Грузинской


Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — кафедральный и самый большой католический собор в России. В 1894г. совет Римско-католической церкви Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство нового, третьего в Москве, католического храма. Разрешение было дано но с условием строительства вдали от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний костела. Неоготический проект Ф.О.Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5 000 молящихся, был утвержден, несмотря на то, что условие о скромности народного убранства не было соблюден. В плане собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — базилика в форме вытянутого латинского креста, главный восточный предел повторяет знаменитый Вестминстер, а купол, увенчанный шпилем, был заимствован из кафедрального собора в Милане. А наружное архитектурное убранство костела со стрельчатыми 12-аршинными окнами и витражами можно читать как открытую книгу. Так, например, 11 ступеней главного портала символизируют 10 библейских заповедей и Христа.

Основной объем храма был построен в 1901-1911 годах, а отдельные работы продолжались до 1917 года (хотя вплоть до 1970-х годов в соборе постоянно что-то улучшали и ремонтировали). Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 000 человек, и католиками других национальностей по всей России. В архивах Москвы сохранились имена всех жертвователей. Но основные вложения были сделаны поляками, и они-то и стали основными прихожанами храма. И до сих пор поляки составляют большую часть прихода костела на Малой грузинской.

В 1938г. храм Непорочного Зачатия Девы Марии был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри устроено общежитие. Во время войны здание собора пострадало от бомбардировок — были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956г. в храме разместился НИИ «Мосспецпромпроект», после чего была проведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви Непорочного Зачатия Девы Марии — внутреннее пространство было разделено на 4 этажа. В 1976г. появился проект реставрации здания собора, где предполагалось устроить зал органной музыки, но проект так и не был реализован.

8 декабря 1990г., по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус (сейчас епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сотен человек. Постоянные богослужения в костеле на Малой Грузинской стали проводиться с 7 июня 1991г. А в марте 2002г. московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.









В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено 5 колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000» и «Святой Виктор». Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

Орган собора фирмы «Kuhn» — один из самых больших органов в России (73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. Инструмент был построен в 1955г. и в 2004 году был подарен храму Непорочного Зачатия девы Марии лютеранским собором города Базель. И сейчас концерты органной музыки собирают огромное количеству слушающих в храме.
Тимирязевский музей




Государственный Биологический музей имени К.А.Тимирязева — естественнонаучный музей, основанный в 1922г. С 1934г. музей расположен в стенах памятника архитектуры — комплексе зданий бывшего Музея русских древностей Петра Ивановича Щукина, построенных в 1892-1915 гг.

Петр Иванович Щукин купил земли, когда-то входившие в усадьбу князя Леона Грузинского на Малой Грузинской, в 1891 году. Здесь он специально для хранения своих коллекций по русской истории выстроил дом в стилистике древнерусской архитектуры: острые щипцы на кровлях, расписанные в шахмат крыши, резьба и поливные изразцы производства заводов М.С.Кузнецова. Внутри дома были сделаны росписи на стенах и потолках, скопированные из подлинных документов, поставлены изразцовые печи.

Но места для всей коллекции Щукина не хватило, и он решил построить еще один дом по проекту А.Э.Эрихсона. Здания соединили тридцатиметровым подземным туннелем, а во дворе, слева от основных музейных зданий, в 1905г. появилось одноэтажное помещение для архива, построенное по проекту Ф.Н.Кольбе.

В 1905г. Щукин подарил все свое собрание и помещения музея государству. Сам он остался хранителем музея, оплачивая при этом его содержание и пополнение. Но в советское время коллекции были расформированы и переданы в Исторический музей, а в зданиях на Малой Грузинской улице разместился музей Центрально-промышленной области, потом областной Музей Московского края, а теперь — Биологический музей.
 
 
 

В Музее можно увидеть много «невидимок» и узнать много интересного, например:
  • Принято искать цветок папоротника в ночь на Ивана Купала (7 июля), но при этом папоротник никогда не цветет. 
  • Не все мухоморы ядовитые грибы. Например, розовый мухомор съедобен. 
  • Ежики носят яблоки и грибы на спине не для того, чтобы съесть. Питаются они жуками, мелкими грызунами, змеями, желудями и ягодами. 
  • Не у всех деревьев одинаковые листья. Например, листья стрелолиста очень различаются друг от друга. 
  • Песнь глухаря состоит из постукивания и скрипа. Во время скрипа глухарь теряет слух. 
  • Скарабей питается навозом, скатывая его в шарики. 
  • У императорского ангела молодь раскрашена совсем не так, как взрослые, так как каждая взрослая рыба занимает свой участок кораллового рифа и очень агрессивна к представителям своего вида. 


Церковь Георгия Победоносца, что в Грузинах.



Церковь в классическом стиле была построена в 1792-1799гг, а в 1870-1872гг. архитектор Н.Н.Васильев перестроил храм в стилистике ампир. Но облик грузинской церкви изменился вновь, когда в 1895-1900гг. В.Е.Сретенский и А.П.Попов пристроили с восточной стороны новый храм в русско-византийском стиле.

В советское время церковь Георгия Победоносца, что в Грузинах была закрыта и старая ее часть потеряла верхние ярусы колокольни и окна. Сейчас богослужения в ней возобновлены. Церковь выделяется необычными фресками и изображением креста Святой Нины. По легенде она, отправляясь просвящать грузинский народ, связала две ветви лозы своими волосами. Таким образом грузинский крест получил своеобразный изгиб. Сейчас церковь Георгия Победоносца, что в Грузинах - единственный действующий храм в Москве.




Музей-мастерская Зураба Церетели











Сейчас в доме №17 по Большой Грузинской улице расположен Музей-мастерская Зураба Церетели. Особняк, ранее занимаемый посольством ФРГ, расположен рядом с церковью святого Георгия и бывшей богадельней грузинского князя Михаила на месте грузинского дворца. Его художник получил в обмен на собственный особняк в Грузии с обязанностью отремонтировать за свой счет. Музей был открыт для посетителей 3 ноября 2009 года. Его особенность в том, что рядом с музеем расположена мастерская художника. Поэтому все новые работы Церетели выставляются сначала в залах на Большой Грузинской.

Это настоящая сокровищница — вдоль стен и во внутреннем дворе выставлено множество монументальных работ, мозаичных панно. Здесь даже можно увидеть модели и варианты памятников, установленных в разных городах и даже континентах, законченные и незавершенные работы. Так, например, установленные недалеко друг от друга памятники Петру и Колумбу разввенчают миф о том, что это один и тот же монумент с разными головами. А на трех этажах музея — наполненные яркими красками акварели и эмаль, которую Зураб Церетели тщательно возрождает.

Говорят, что...

... в XIX веке этот участок площадью около трех гектаров был разделен, и на одной из частей стоял небольшой деревянный дом титулярной советницы Ильинской, который в июле 1828г. арендовала сестра поэта Константина Батюшкова. Ее брат сошел с ума, и она посвятила ему всю свою жизнь. Батюшкова лечили в Германии, потом решили перевезти в Москву, нанять доктора и попытаться лечить здесь. А в 1833г. поэта увезли в его родной город Вологду, где он прожил еще много лет.

Руставели




В сквере напротив музея-мастерской Зураба Церетели — памятник поэту Шота Руставели работы М.Бердзинишвили. Открытие памятника поэту в Москве состоялось в 1966 году — в год его 800-летия и ознаменовало возрождение интереса к грузинской литературе. Скульптура Шота Руставели в одеждах античного воина стоит, слегка склонив голову, на четырехгранном постаменте из красного гранита. На пьедестале с лицевой стороны высечены слова: «Шота Руставели — великому грузинскому поэту и мыслителю», а на боковых плоскостях — строки с цитатами из «Витязя в тигровой шкуре»: «Зло сразив, добро пребудет в этом мире беспредельно» и «Кто себе не ищет друга, сам себе он враг».

Говорят, что...

...прозвище «Руставели» связывают с местом рождения поэта — селом Рустави.
...точные даты жизни и факты биографии Шота Руставели неизвестны. Однако точно установлено, что он занимался реставрацией и росписью грузинского монастыря святого Креста в Иерусалиме. Исследователи говорят также, что в храме сохранилась фреск с изображением его портрета, а последние годы жизни Руставели прошли в одной из келий этого монастыря.
...дважды в год — 6 мая и 23 ноября, в День святого великомученика Георгия — у памятника Руставели собираются представители грузинской диаспоры.
Дом Владимира Даля

Музей Владимира Ивановича Даля, выдающегося лексикографа, этнографа, писателя, открыт в 1986 г. С 1859 г. дом, в котором музей занимает две комнаты, принадлежал В.И. Далю. Здесь он жил и работал до своей смерти в 1872 г. Именно в этом доме В.И. Даль завершил труд всей жизни: закончил подготовку к изданию "Толкового словаря живого великорусского языка" (1863-1866 гг.).

В экспозиции представлены альбом из библиотеки В.И. Даля, фотографии, рисунки, подаренные музею правнучкой Даля О.В. Станишевой. В музее можно увидеть прижизненное и другие издания Словаря В.И. Даля, сборник "Пословицы русского народа", полное собрание сочинений писателя в 10-ти томах (1898 г.) Здание музея является памятником истории федерального значения. Особняк построен в 1780 г. историком кн. М.М. Щербатовым. "Дом Даля" - один из старейших деревянных домов Москвы. В 70-е гг. XIX в. сын В.И. Даля Лев Даль, академик архитектуры, реконструировал дом, внеся в облик здания элементы русского деревянного зодчества.
Сейчас "Дом Даля" не виден с Большой Грузинской, т. к. в советское время были построены административные здания и дом оказался во дворе


Говорят, что...

Есть еще одна интересная легенда связанная с этим местом..

Эта история была описана в одной из газет в советский период. На этот дом во время войны упал фугас, но не разорвался. Когда саперы его разминировали, оказалось что внутри нет взрывчатого вещества. Вместо взрывчатки кто-то положил ... словарь! Только не далевский, а русско-чешский! Наверное фугас был изготовлен каким-то чехом, который под страхом смертной казни изготавливал для фашистов такой вот брак.

Разве не мистика?

Жилой дом на Кудринской площади

В Пресненском районе расположена еще одна «сталинская высотка» — жилой дом на Кудринской площади . Дом был построен в 1948-1954 годах по проекту М.В.Посохина, А.А.Мндоянца и М.Н.Вохомского. Здание высотки состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156м) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в доме на Кудринской площади более 450 квартир.

Квартиры в высотке получали работники авиационной промышленности, летчики-испытатели и номенклатура ЦК КПСС и Совмина СССР. На первом и цокольном этажах здания первоначально размещались магазины и кинотеатр «Пламя» (сейчас не работает), в подвальном помещении — подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, которое прекратило работу в 2004г. Сейчас на его месте — боулинг-клуб.

Говорят, что...

...почти у всех «семи сестер» есть старшие братья двойники в США. Так, дом на Кудринской площади похож на Terminal Tower.


...когда возле высотки на Кудринской площади разбили парк, то на образовавшемся возле ее правого крыла холме жители дома выгуливали собак, а детвора зимой каталась на санках, вылетая часто прямо на проезжую часть.

Вот такой пешеходный маршрут у нас получился.
 Домой!


Предлагаю в ближайшее время прогуляться в районе станций метро Бауманская и Красные ворота...Другими словами -по улицам Басманным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий