)

понедельник, 7 апреля 2014 г.

Храм Христа Спасителя


Жемчужина Волхонки — главный Кафедральный собор России, Храм Христа Спасителя, храм четырех императоров.

В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85м шириной. Высота храма с куполом и крестом — 105м (на 3,5м выше, чем Исаакиевский собор). Роспись внутри храма занимает около 22 000м², из которых около 9000м² позолочены. Собор вмещает 10 000 верующих.
В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят «верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя и «нижний храм» — Преображенская церковь, построенная в память о располагавшемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

Первый храм был построен в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия, в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели.
В 1814г. прошел международный открытый конкурс, в котором одержал победу, к удивлению большинства, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и лютеранина.
Александр Витберг писал:
Я понимал, что этот храм должен быть величественен и колоссален, должен перевесить, наконец, славу храма Петра в Риме. Надлежало, чтоб каждый камень его и все вместе были говорящими идеями религии Христа, чтоб это была не груда камней, искусным образом расположенная; не храм вообще, но христианская фраза, текст христианский.
Несмотря на свой возраст Витберг создал действительно гениальный проект. Лучшее его описание оставил Александр Иванович Герцен:
Нижний храм, иссеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела; его наружность представляла тяжелый портал, поддерживаемый почти египетскими колоннами; он пропадал в горе, в дикой необработанной природе. Дневной свет скудно падал в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ Рождества. В этой крипте должны были покоиться все герои, павшие в 1812 году, вечная панихида должна была служиться о убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых. На этом гробе, на этом кладбище разбрасывается во все стороны равноконечный греческий крест второго храма — храма распростертых рук, жизни, страданий, труда. Колоннада, ведущая к нему, была украшена статуями ветхозаветных лиц. При входе стояли пророки. Они стояли вне храма, указывая путь, по которому им идти не пришлось. Внутри этого храма были вся евангельская история и история апостольских деяний. Над ним, венчая его, оканчивая и заключая, был третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был храм духа, невозмущаемого покоя, вечности, выражавшейся кольцеобразным его планом. Тут не было ни образов, ни изваяний, только снаружи он был окружен венком архангелов и накрыт колоссальным куполом.
Император Александр I был в восторге от проекта, и даже писал Витбергу:
Вы заставили говорить камни!
Для утверждения проекта архитектор крестился в Православие. По сравнению с современным храм Витберга был в три раза больше, включал Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн и пирамиду из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. В первом построенном храме не удалось воплотить эти идеи: ни пирамиду, ни памятники полководцам. Причем трофейные пушки свозились в Москву, но так и остались лежать возле стен Арсенала.
Разместить сооружение было решено на Воробьевых горах, «короне Москвы». Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.


12 октября 1817г. первый камень Храма Христа Спасителя был заложен на Воробьевых горах. Стройка поначалу шла очень бойко (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных), но скоро темпы снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат почти на 1 000 000 рублей). Камень для строительства везли из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского на баржах по Москве-реке. Для этого построили плотину, чтобы поднять уровень воды, но во время работ засорили камнями поля вокруг. Тогда владелец села Яковлев подал на Витберга в суд. Но беда не приходит одна: по пути в Москву баржи затонули…
При восшествии на престол Николая I в 1825г. строительство было остановлено, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и осуждены. В 1835г. за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне, подсудимые были оштрафованы на 1 000 000 рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку, а его имущество было конфисковано. При этом мы знаем, что строить на зыбкой почве вполне возможно, ведь именно на этом месте появился в советское время главный корпус МГУ.



Александр Герцен вспоминал о жизни архитектора в Вятке:
Витберг седел, седел, старел, старел не по дням, а по часам. Он еще пытался бороться, пробовал восстановить свое доброе имя. Но все было напрасно. Он совершенно гибнул, даже его прежний гнев против его врагов стал потухать; надежд у него не было больше, он ничего не делал, чтоб выйти из своего положения, ровное отчаяние доконало его… Он ждал смерти.
И вот неожиданно пришло спасение. По проекту Витберга в Вятке был построен удивительный Александро-Невский собор, в котором воплотились мечты архитектора о Храме Христа Спасителя. Николай I, увидев проект Александро-Невского храма, был поражен его красотой и изяществом форм, реабилитировал архитектора и разрешил ему поселиться в любом городе России. Но Александро-Невский собор разделил судьбу Храма Христа Спасителя. Жители Вятки собирали подписи, чтобы сохранить собор, но не успели.

Новый конкурс не проводился, и в 1831г. Николай I лично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Его самого и его проект современники, да и потомки характеризуют как не заурядный, но и не гениальный. Правда, после истории с Витбергом, гения не искали — важнее было то, что Тон был надежен: он строил много, прочно и неоднократно получал премии за сокращение издержек. Но по иронии судьбы почти все построенные по его проектам храмы были снесены в 1930-е гг.
Новое место тоже было выбрано самим Николаем I. Для этого снесли располагавшийся там Алексеевский женский монастырь.
Второй храм, в отличие от первого, строился почти полностью за казенный счет. Художник В.В.Верещагин считал, что выполненный довольно бездарным архитектором Тоном проект собора есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-магала в городе Агра.

Строительство шло 44 года. Еще 20 лет длились работы по внутреннему убранству. Храм Христа Спасителя превращался в живописный музей, так как к росписи привлекались ведущие художники своего времени. В 1880г. было официально утверждено название нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, составлен штат духовенства и причта, утверждена смета на содержание собора (66 850 рублей в год). К 1881г. были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг Храма, и установлены наружные фонари. Но, конечно, от первоначальной идеи отступили. Так, в перечисление героев Войны 1812 года нижние чины не вошли.
Освящали Храм Христа Спасителя уже при Александре III. Храм очень скоро стал «Храмом всея Руси», заметным явлением в общественной и культурной жизни, и центром многих культурных событий. Так, за год до освящения, 20 августа 1882г., в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812г. Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном.



С января 1918г. государство полностью прекратило финансировать церкви. Чтобы поддержать жизнь храма, было организовано Братство Храма Христа Спасителя, которое за короткий срок на средства частных жертвователей провело временное электрическое освещение, организовало церковный хор, читальню, отремонтировало ризницу. Одним из членов Братства был издатель И.Д.Сытин, который на собственные средства выпустил небольшую книгу об истории и архитектуре Храма Христа Спасителя.
Но 2 июня 1931г. было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. И хотя москвичи роптали, называя новый Дворец «чернильницей», но заступился за Храм Христа Спасителя только Аполинарий Васнецов. Он написал открытое письмо в газету, но пресса «не нашла возможности» опубликовать его.

Идея Дворца Советов возникла из-за того, что в Москве не было должного помещения для сбора представителей всех Союзных республик. Дворец Советов должен был стать центром так называемой «Новой Москвы». Был объявлен конкурс. Предлагались различные проекты в разных архитектурных стилях, прежде всего конструктивизма, но в финал конкурса вышли проекты в классическом «большом стиле», любимом Сталиным. Дворец в Москве с высотой 415м (по окончательному проекту Бориса Иофана) стал бы самым высоким зданием мира. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. При этом проект был воистину монументальным: огромные залы, лифты, поднимающие на смотровую площадку на ладони Ленина, гигантский паркинг, куда могли разместиться даже самолеты. А для реализации проекта смотровой площадки был создан специальный «институт правой руки».
Местом для Дворца Совета был выбран холм над Москвой-рекой, где стоял Храм Христа Спасителя. Рассматривалась также площадка на Воробьевых горах.
В 1930г. поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:
Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Несколько месяцев шли работы по разборке здания, но разобрать его не удалось, и тогда решили взорвать Храм Христа Спасителя. 5 декабря 1931г. прошло 2 взрыва — после первого взрыва Храм Христа Спасителя устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма (а это более 60 тонн мрамора), оставшихся после взрыва, понадобилось почти 1,5 года.
Скоро здесь, где торчал храм-кубышка,
Засверкает, радуя наши сердца,
Всемирно-пролетарская вышка
Советского чуда-дворца.

Так ликовали современники. Строительству Дворца Советов, начатому в 1937г., не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных уже металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. После войны о строительстве Дворца Советов практически заморозили; в этот период были возведены высотные здания Москвы, заимствовавшие некоторые архитектурные идеи у проекта Дворца. А на месте грандиозного строительства было болото, и квакали лягушки.

В 1960г. на месте собора появился открытый бассейн «Москва», просуществовавший до 1994г. А острословы шутили: Был храм, потом хлам, а теперь срам.

В конце 1980-х гг. появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей стала идея покаяния. 5 декабря 1990г. на месте будущего строительства был установлен «Закладной» камень, а в 1992г. был основан фонд на сооружение храма и с 1994г. начато его строительство. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но, несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции.
Материалоыв для воссоздания было достаточно: много подлинных фрагментов было укрыто в подвалах старого здания Московского университета, в архивах НКВД хранились фотографии и обмеры здания, сделанные перед разрушением.
Автор проекта воссоздания Денисов вскоре отошел от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утвержденного московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные, а бронзовые горельефы, вызвавшие нарекания, будучи явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золоченую кровлю заменили на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были изготовлены из полимерного материала. Это вызвало много споров и осуждение Академией Художеств. Константин Тон задумывал убранство Храма Христа Спасителя как летопись Отечественной войны в сюжетах Евангелия. В его проекте осуществилось желание первого архитектора Витберга и императора Александра I: храм читали, как книгу. Но сейчас страницы этой книги в беспорядке: какие-то переставили местами, а какие-то и вовсе вырвали. И теперь понять эту летопись без архивных источников практически невозможно.
Тем не менее, в архитектурном убранстве храма все же четко прослеживается история Отечественной Войны 1812г.: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты, вышедшие во время войны. Далее в хронологическом порядке описаны все 71 сражения. А напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812г. По южной и западной стороне расположены описания 87 сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира в Европе.

Много споров вызвали и барельефы, установленные на здании Храма Христа Спасителя. Декоративные элементы первого храма делались из мрамора и мраморной крошки, что привело к нескольким случаям обрушения деталей в начале XX века. Тогда храм был спешно закрыт на реставрацию. Для нового храма это было недопустимо, поэтому в качестве материала выбрали искусственный камень. Но так как рядом стояла фамилия Церетели, СМИ не могли оставить этот факт без внимания, развернув масштабную кампанию против «пластмассового бога». Со временем каменные барельефы заменили бронзовыми, что так же вызвало недовольство прессы.
Стоит отметить, что Церетели участвовал в конкурсах на изготовление барельефов и на изготовление крестов. В обоих случаях он победил. При этом декоративное убранство было не только эстетически и исторически проработано, но и продумано с инженерной точки зрения. Так, массивные двери храма оказались доступны для открытия даже пожилому человеку (требуется сила, чтобы сдвинуть груз весом всего лишь 1,5кг), тогда как ранее для открытия дверей требовались усилия нескольких служек.
Внутренние росписи были доверены Зурабу Церетели после того, как Илья Глазунов в беседе с мэром отметил, что неправильно, если художники, которые раньше рисовали Ленина, будут рисовать Христа. Претендентов, которые не рисовали вождей, оказалось немного.

К 1999г. новый храм Христа Спасителя был сооружен как внешняя копия исторического предшественника, но сооружение стало двухуровневым, с храмом Спасо-Преображения на цокольном этаже. Считается, что таким образом удалось избежать проклятья Храма Христа Спасителя игуменьей Алексеевского монастыря.


Адрес Храма Христа Спасителя: Москва, улица Волхонка, дом 15-17
Официальный сайт Храма Христа Спасителя: http://www.xxc.ru


Ну а теперь настала очередь нашей прогулки
 7 апреля 2014 празднуется Благовещение пресвятой Богородицы

Наша группа пошла на смотровую площадку храма.  Вид изумительный, красота! 
























А теперь подойдем поближе к Храму Христа Спасителя Его стены украшены горельефами — это копии, оригиналы первого Храма, разрушенного в 1931 году, хранятся в Донском монастыре Москвы.




Сквер у Храма Христа Спасителя

Здесь же, напротив Храма, стоит памятник императору Александру II Освободителю. Скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Был открыт 8 июня 2005 года. За спиной императора — два бронзовых льва.
Памятник императору Александру II Освободителю

Здание цвета морской волны за памятником — Картинная галерея Ильи Глазунова, открытая 31 августа 2004 года. Адрес галереи — улица Волхонка, 13. Открыта ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00.



От Храма Христа Спасителя на другую сторону Москва-реки перекинут пешеходныйПатриарший мост, который соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные. Он был открыт в 2005 году, архитектор М. Посохин, художник З. Церетели и инженеры А. Колчин и О. Чемеринский. Длина моста — 203 м, ширина — 10 м. Отсюда открываются великолепные панорамы центра Москвы.

Сейчас мы выходим на Волхонку — одну из старинных улиц Москвы.
На Волхонке расположено несколько музеев и галерей. Самый известный – Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (слева от вас), основанный 100 лет назад отцом великой русской поэтессы М. Цветаевой – И. Цветаевым. В коллекции музея свыше 670 тысяч произведений западноевропейского искусства. Музейное собрание французской живописи импрессионистов и постимпрессионистов – одно из самых значительных в мире.
Наш путь продолжается. Очень хотелось показать участникам экскурсии парадный въезд в дом Пашкова

Староваганьковский переулок и храм Святителя Николая в Старом Ваганькове
Об этом храме Марина Цветаева писала:
Облака — вокруг — Купола — вокруг
Надо всей Москвой — Сколько хватит рук!
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое Невесомое!
И все сорок — чти — Сороков церквей.
Исходи пешком — Молодым шажком!
Все привольное Семихолмие.
Мне же — вольный сон, Колокольный звон,
Зори ранние на Ваганькове.

Москва. Памятник царю Николаю второму на территории Храма Святителя Николая в старом Ваганькове (Староваганьковский пер., д. 14)
Бывшая трапезная палата Государева аптекарского двора. Памятник архитектуры XVII в.
Библиотека имени В.И.Ленина. Кому поставлен памятник?
В центре столицы, на улице Возвдвиженка расположилась одна из достопримечательностей Москвы - памятник Федору Достоевскому. Памятник находится рядом с библиотекой имени Ленина, известной в наше время, как Российская государственная библиотека. Памятник представляет собой скульптуру писателя. Достоевский сидит на скамье и задумчиво осматривает окружающую его площадь. Проходя мимо памятника, создается впечатление, что взгляд великого писателя обращен именно на тебя. Это чувство заставляет взглянуть на скульптуру и в очередной раз удивиться мастерской работе скульптора А. Рукавишникова. 

Вот такой небольшой экскурс был проведен для наших учеников.
А теперь в метро... домой,  в Гольяново

Комментариев нет:

Отправить комментарий